КИЕВ (QHA) -

Депортация крымскотатарского народа является одним из геноцидов ХХ столетия, наряду с Голодомором и Холокостом. Несмотря на то, что во всех случаях целью было уничтожение целых народов, осмысление последствий трагедии в национальном самосознании каждого из них происходило по-разному.

Любой народ, который сотни лет находился в составе различных империй, постоянно претерпевая дискриминацию и насилие, склонен вырабатывать в себе комплекс виктимности – народа-жертвы со списком претензий к своему историческому обидчику. Этот комплекс, с одной стороны, содействует укреплению национальной идентичности народа, но с другой – ограничивает его развитие и движение в будущее, а также приводит к отрицанию конструктивной критики. Культивируя только свою прошлую трагедию, народ становится глух к проблемам других, что не позволяет ему вступать в полноценные межнациональные диалоги.

Пример развития такого комплекса можно проследить в истории Голодомора. Эта трагедия очень многое дала украинскому народу с точки зрения развития его идентичности, за достаточно короткое время сплотила вокруг идеи патриотизма. Однако другую сторону медали можно увидеть в украинско-польском конфликте. В истории как украинцев, так и поляков есть незакрытая страница, которая мешает каждому из народов прорефлексировать над собственной ролью в трагических событиях истории.

Участник диссидентского и правозащитного движения в советские годы  Иосиф Зисельс уверен, что таким жертвенным комплексом, к сожалению, обладают практически все народы Восточной Европы, и этот фактор является следствием их имперского сосуществования.

Невольно возникает вопрос – присущ ли такой комплекс и крымским татарам?

– У крымских татар это иначе, – отмечает господин Зисельс. – И, как ни странно и ни парадоксально, этому помогла депортация. Была цель – возвращение. И это приводило к мобилизации. Я всегда в диссидентские годы приводил в пример крымских татар из-за их высокого уровня мобилизации. Потому что эта цель – возвращение на родину – их вела. Вела и в советские годы, ведет и сейчас. Эта цель не давала им чувствовать себя только жертвами. Были бы жертвами – сидели бы сейчас в Узбекистане и горевали над своей судьбой. Но это был серьезный удар по их идентичности – они же крымские татары, а не татары вообще! Их самоназвание говорит о том, как важно для них было реализовать свою цель – это часть их идентичности. Цель возвращения удержала их от того, чтобы быть только жертвами. Это как в Израиле – там тоже был Холокост, но есть еще цель выживания страны в очень сложных условиях. И крымским татарам, этому очень маленькому народу, надо выжить.

О трансформации виктимного комплекса у крымских татар в период борьбы за возвращение на родину говорит также и президент Всемирного конгресса крымских татар Рефат Чубаров. Он подчеркивает, что сохранение национальной идентичности крымских татар в современных условиях возможно лишь при наличии национальной автономии.

– Нам в какой-то мере удается уходить от чувства народа-жертвы, как по мне. Крымские татары будут говорить и объяснять, что с ними случилось, до того момента, пока государство не будет готово сделать именно те правовые шаги, которые удовлетворят их, восстановят их права. И здесь нам надо проделать долгую работу, я имею в виду подготовку определенных законов и изменений в Конституцию Украины в десятом разделе («Автономная Республика Крым». – Ред.). Крымские татары будут оценивать свое прошлое, и особенно Депортацию, через сегодняшние формы, которые, по их мнению, помогут предотвратить повторение подобных катастроф, – говорит Рефат-агъа.

Как правильно отметил крымскотатарский политик, каждый должен смотреть в прошлое своими глазами. Проблема в том, что крымские татары, украинцы, литовцы и многие другие народы постсоветских стран, включая и поляков, все еще смотрят на свою историю сквозь призму российской историографии.

Хотя стоит признать, что с началом российской агрессии в Украине возрос спрос на национальную оценку событий истории.

Как бы там ни было, прошлые катастрофы – это часть исторической памяти народа, которая должна быть сохранена для извлечения уроков. 

ФОТО: интернет

QHA