КИЕВ (QHA) -

Подтасовки, манипуляции, подмена понятий и предмета обсуждения, попытки переложить с больной головы на здоровую - судя по всему, именно такими привычными методами Россия решила нейтрализовать международные мониторинговые миссии, которые должны поехать в Крым во исполнение крымской Резолюции Генассамблеи ООН. Как вариант - Кремль пытается завезти в Крым лояльных международных наблюдателей, которые будут озвучивать лояльные ему выводы, и в то же время препятствовать допуску реальных международных наблюдателей, в том числе, от ООН.

По крайней мере, к такому мнению подводят и действия России в Крыму, и заявление фейкового депутата Госдумы РФ Руслана Бальбека, прозвучавшее в конце прошлой недели. Он предлагает завезти в оккупированный Крым какую-то международную миссию, которую сначала согласовать с МИД РФ, и которая, по мнению «псевдодепутата», должна засвидетельствовать законность "оккупендума" 2014 года, а соответственно, и узаконить аннексию.

- Миссия, которая пройдет все процедуры согласования в МИД России, может беспрепятственно посетить полуостров, чтобы убедиться, что все события, связанные с воссоединением Крыма с Россией, основывались на мнении абсолютного большинства крымчан, - предлагает Бальбек, рассказывая об открытости Крыма для международного мониторинга.

Вообще, коллизия, когда фейковый депутат (выборы в Крыму в Госдуму официально не признаны никем, кроме России) предлагает создание фейковых миссий - она уже сама по себе является поводом для иронии и сарказма.

Уже через несколько дней после заявления Бальбека получаем подтверждение предположения, что Россия попытается подменить предмет разговора и переложить с больной головы (российской) на здоровую (украинскую) ответственность за нарушение прав человека в Крыму. Член оккупационного крымского правительства Заур Смирнов сообщил, что Крым подготовил проект резолюции в ООН о нарушении прав человека в Республике в период, когда Крым был частью Украины. Первое, что пришло в голову: ну давайте уже окончательно подхватим этот фарс и подготовим еще один проект Резолюции ООН по Крыму - о периоде, когда Крым был в составе РСФСР (то есть, до 1954 года). Да-да, именно о том периоде, когда советская (российская) власть фактически совершила акт геноцида против коренного крымскотатарского населения, осуществив в 1944 году насильственную депортацию. Интересно, не пожалеет ли Россия, что начала «копать вглубь времен» в вопросе соблюдения прав человека в Крыму? Впрочем, отбросим иронию и сарказм в сторону, как-нибудь потом повеселимся над умением Кремля танцевать на граблях, каждый раз нарываясь на проблемы из-за своей лжи и манипуляций.

Сейчас мы получили четкое понимание - одним из ключевых элементов крымской Резолюции ГА ООН является призыв обеспечить беспрепятственный доступ международных правозащитных механизмов на временно оккупированный полуостров для осуществления мониторинга и отчетности о ситуации в соответствии с их мандатом. А судя по заявлениям представителей оккупационной российской администрации на полуострове, Россия уже поняла, что международный мониторинг - неотвратим, и дальше она не сможет его тормозить. Поняла, и все-таки пытается каким-то образом начать противодействовать ему, хоть и озвучивает свои намерения пока не сама, а устами своих местных приспешников.

Попробуем разобраться с подоплекой и возможными последствиями новой тактики Кремля по защите своего права на оккупацию Крыма, учитывая, на фоне каких событий она начала применяться.

Для России в прошлом году началась «крымская зима»...

Событийный фон в «крымском вопросе» последние месяцы для России очень «холодный» и с каждым днем ​​«мороз крепчает» еще больше. Россия почти месяц молчала, ошарашенная самим фактом принятия в декабре прошлого года ООНовской Резолюции о правах человека в Крыму, где РФ открыто и четко назвали «оккупантом» украинского полуострова и определили необходимость допуска международных мониторинговых миссий в Крым для изучения ситуации с нарушением прав человека. Эксперты отмечали, что Россия была настолько уверена, что Резолюция или вообще не будет принята или будет принята с мягкими, «никакими» формулировками и такими же «никакими» последствиями, что не выработала собственную стратегию действий в новых условиях.

После «ледяного душа» на Генассамблее, атмосфера вокруг Крыма для России еще больше усугубляется. В декабре 2016 года Евросоюз продлил санкции за Крым еще на полгода. С американского континента тоже ничего утешительного не слышно. Заявления Дональда Трампа не несут ожидаемых Россией месседжей, а заявления потенциальных членов новой Администрации США вообще недвусмысленно намекают, что Крым - это Украина и надежды России соскочить с темы - беспочвенны. Для пущей убедительности американские сенаторы подготовили законопроект об усилении экономических антироссийских санкций, а Барак Обама в конце прошлой недели продлил еще на год, до марта 2018 года, американские санкции, которые были введены именно за оккупацию Крыма. И все это происходит под грохот НАТОвских танков, которые высаживаются в Польше, и марширующих НАТОвских войск, присутствие которых увеличивается в странах Восточной Европы и Балтии.

В конце концов, даже Кремлю пришлось смириться и признать, что давление мирового сообщества и, в том числе, последствия принятия данной Резолюции скоро приобретут реальные, но малоприятные для России очертания. И международные миссии таки поедут в Крым, самим фактом своего приезда демонстрируя, что вопрос Крыма не закрыт, как того хотела бы Россия. И, очевидно, наблюдатели поедут не для «легализации оккупендума», а для фиксации нарушений прав человека. Поэтому попытки России включить в повестку дня работы миссий изучение законности присоединения и признания Крыма российским могут рассматриваться лишь как попытки «заговорить» тему, подменить предмет разговора, чтобы каким-то образом отсрочить окончательную серьезную «разборку» на тему «Крым - не ваш».

Впрочем, как видим, Россия и в дальнейшем будет пытаться отмотать историю назад и убедить мир в правильности оккупации, потому что ничего другого ей не остается. Это подтверждает и ответ представителя российского президента Дмитрия Пескова претенденту на пост госсекретаря США Рексу Тиллерсону, который не признал право РФ на Крым. «Мы будем аргументировано объяснять свою позицию» по крымскому вопросу, говорит Песков, держа в уме - а вдруг удастся выторговать у США признание Крыма российским.

Россия по инерции пытается действовать так, как будто реальность не изменилась, и те методы, которые срабатывали раньше, могут сработать и сейчас. Скажем, что «вежливую оккупацию» можно будет оправдать, пригласив/привезя в Крым «вежливые миссии», состоящие из «вежливых наблюдателей». И в то же время, не допустить на оккупированный полуостров реальных международных мониторщиков.

Именно поэтому и прозвучало упомянутое заявление Бальбека о неких согласованных с Россией международных миссиях.

МИД Украины: заявления России об открытости Крыма для международных наблюдателей являются манипулятивными

Манипулятивная избирательность подходов России к допуску делегаций наблюдателей на оккупированный полуостров акцентировали и в Министерстве иностранных дел Украины, к которому агентство QHA обратилось с просьбой прокомментировать заявления госдумцев.

В МИД напомнили, что мониторинг АР Крым должен осуществляться в полном соответствии с Резолюцией ГА ООН "Территориальная целостность Украины" (68/262) и декабрьской Резолюцией ГА ООН «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь».

Россия, как страна-оккупант, обязана предоставлять беспрепятственный доступ международным мониторинговым миссиям, однако, на практике она препятствует этому и не допускает на полуостров даже миссию ООН, подчеркнули в пресс-службе МИД.

- Согласно международному гуманитарному праву, Россия как страна-оккупант несет ответственность за обеспечение безопасности и прав человека всего населения незаконно оккупированных АР Крым и г.Севастополь и должна предоставлять безусловный и беспрепятственный доступ действующим конвенционным и стандартным мониторинговым механизмам ООН, Совета Европы, ОБСЕ , а также соответствующим органам других международных и региональных организаций, в том числе, в рамках регулярных мониторинговых циклов Украины.

В МИД сообщили, что в ноябре 2016 года Россия отказала в доступе в АР Крым и г.Севастополь делегациям Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI, пятый мониторинговый цикл), Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (четвертый мониторинговый цикл) и Комитета экспертов Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. Кроме того, Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине, действующая по приглашению украинского правительства с марта 2014-го и имеющая в своем мандате мониторинг ситуации с правами человека в Крыму, до сих пор не получила доступа к оккупированному Россией полуострову.

Таким образом, заявления российской стороны об открытости Крыма для международных наблюдателей являются манипулятивными, заключают в украинском внешнеполитическом ведомстве.

- Любые заявления представителей государственных органов РФ о якобы открытости АР Крым для международных мониторинговых механизмов и возможности осуществления мониторинга ситуации с правами человека на полуострове на сегодняшний день являются манипулятивными и не соответствуют действительности.

Прямо противоречит украинскому законодательству и предложенная Бальбеком процедура приезда международных миссий: «миссия, которая пройдет все процедуры согласования в МИД России, может беспрепятственно посетить полуостров». Можно утверждать, что человек публично вводит в заблуждение потенциальных наблюдателей относительно «беспрепятственности» попадания на полуостров без разрешения на то украинских официальных органов.

В Министерстве иностранных дел Украины отметили, что Автономная Республика Крым и город Севастополь являются неотъемлемой частью Украины, что подтверждено Резолюцией ГА ООН "Территориальная целостность Украины», а соответственно, международные мониторщики обязаны при поездках туда придерживаться украинского законодательства.

- Международные мониторинговые миссии и делегации, независимо от их мандата и принадлежности к той или иной международной или региональной организации, должны придерживаться украинского законодательства. В частности, при въезде/выезде на/с территории АР Крым члены делегаций должны придерживаться постановления Кабмина Украины "О порядке въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее (№ 367).

Как видим, Россия разделила международные мониторинговые миссии на «желательные» и «нежелательные». И если первым будет максимум содействия со стороны оккупационных властей, то вторым не то что работать, но и ступить на крымскую землю достаточно проблематично.

Можно также вспомнить, что не имеет возможности работать в Крыму и Наблюдательная мониторинговая миссия ОБСЕ, которая работает в Украине почти с самого начала российско-украинского конфликта. В разговоре с корреспондентом QHA первый заместитель руководителя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг подтвердил, что в настоящее время в Крыму нет ни одного наблюдателя от СММ.

- Я могу подтвердить, что в настоящее время в Крыму нет ни одного сотрудника СММ ОБСЕ. Но у нас есть команда в Херсоне, которая осуществляет патрулирование вдоль административной границы между полуостровом Крым и материковой частью Украины.

В то же время, Александр Хуг напомнил, что СММ ОБСЕ была направлена ​​в Украину 21 марта 2014 года консенсусом 57 государств-участников ОБСЕ, включая Украину и РФ, и мандат миссии распространяется на всю территорию Украины, которая признана международным сообществом

- Я еще раз хотел бы отметить важный момент, что наш мандат распространяется на всю территорию Украины, которая является международно признанной.

И хотя прямо Хуг не сказал, что «Крым - это Украина», международное сообщество считает Крым де-юре украинской территорией, временно оккупированной РФ, что и было зафиксировано в Резолюции ООН по Крыму в декабре прошлого года. Так что делаем выводы, что и в Крыму ОБСЕ должна мониторить.

Впрочем, несмотря на все препятствия, украинская сторона продолжает работу по привлечению международных миссий, пытаясь совместно с зарубежными партнерами таки продвинуть мониторщиков в Крым. В конце декабря прошлого года вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе в беседе с журналистом QHA рассказала, что Украина ведет активные переговоры о направлении миссий международных организаций на территорию Крыма. В частности, гуманитарных организаций, которые могли бы мониторить ситуацию с нарушением прав человека, предоставлять объективную информацию о том, что происходит в Крыму, международным организациям, другим странам - членам международных организаций. И речь идет именно о долговременных миссиях, то есть таких, которые реально разберутся в ситуации и которых Россия не сможет обмануть постановочными сюжетами о «счастливой жизни крымчан» в оккупации. Вице-премьер также выразила надежду на то, что Россия в конце-концов вынуждена будет допустить международных наблюдателей в Крым. А также, что международное сообщество найдет механизм, чтобы не позволить России заблокировать решение о направлении мониторинговых миссий, в частности, злоупотребляя консенсусным правилом в ОБСЕ или правом вето в Совбезе ООН.

Со своей стороны, украинские независимые эксперты также акцентировали, что закрепленные в крымской Резолюции нарушения прав человека в конечном итоге должны «открыть двери» на оккупированный полуостров как минимум для представителей ООН, в первую очередь, Комиссара по правам человека.

Меджлис: «потемкинские деревни» России не помогут

Представители Меджлиса крымскотатарского народа акцентируют на бесполезности попыток России легализовать то, что легализовать нельзя, а именно - незаконный референдум и оккупацию. Комментируя заявление Бальбека о том, что международные миссии приедут в Крым и, возможно, увидят, каким «правильным» был референдум о присоединении к РФ, член Меджлиса крымскотатарского народа Гаяна Юксель в разговоре с корреспондентом QHA напомнила, в каких условиях проходил референдум в марте 2014 года. В условиях, когда прямо исключают такое понятие, как «свободное волеизъявление».

- Никакое прибытие международных мониторинговых миссий в Крым, каким бы важным и нужным сейчас оно ни было, не сможет оправдать или легитимизировать незаконнный референдум, который прошел в Крыму 16 марта 2014-го. Юридических оснований для проведения подобных мероприятий нет ни в украинском, ни в российском законодательстве. Следует учесть и то, как проходил этот референдум - массовый ввод войск, разгул "самообороны", исчезновения и смерти активистов. Поэтому у оккупантов Крыма и их пособников не получится путем демонстрации "потемкинских деревень" легализовать то, что было сделано вопреки всем международным и украинским законам.

Гаяна Юксель также напомнила, что год назад российская оккупационная власть уже пыталась постановочными методами убедить международных наблюдателей в правильности своих действий, и в том, что Россия принесла на полуостров радость и процветание. Однако, эти попытки оказались тщетными - возглавляемая спецпредставителем Генерального секретаря Совета Европы Жераром Штудманом миссия Совета Европы по правам человека тихо-мирно все изучила и... обнародовала реальную, очень неприятную России, картину с нарушениями прав человека. Постановочные сюжеты и «потемкинские деревни» не помогли, - отмечает Гаяна Юксель.

- Россия в свое время пыталась применить этот метод на примере миссии ЕС во главе с г-ном Штудманом. Но демонстрация "счастливых крымчан" процветающего полуострова прошла безуспешно в том плане, что обмануть международное сообщество у них не получилось. Крым остается серой зоной, где царит беззаконие, и это будет очевидно для любой объективной международной миссии.

Представитель Меджлиса также акцентировала, что прибытие международных миссий в Крым должно согласовываться с соответствующими государственными органами нашей страны, поскольку полуостров является временно оккупированной территорией Украины.

Россия дообманывалась до полной потери доверия ... И потери Крыма?

«Можно вечно обманывать одного человека, но нельзя вечно обманывать всех людей» - России следует чаще вспоминать эту известную фразу... А в придачу, можно вспомнить еще и известную украинскую пословицу «Обманом мир пройдешь, да назад не вернешься».

Прошлый год ознаменовался тем, что от фиксации факта оккупации Крыма мир перешел на новую ступень - к обсуждению вопроса «как решить крымскую проблему?». И не «как легализовать аннексию», а именно «как прекратить российскую оккупацию», или «как восстановить украинский суверенитет и территориальную целостность». Поэтому ко вниманию российских деятелей стоит донести, что признание Генассамблеей ООН действий России в Крыму как «оккупации» окончательно закрывает путь для любых попыток легитимизировать как псевдо-референдум по присоединению полуострова к РФ в 2014 году, так и сам факт аннексии. Мировое сообщество окончательно определилось в своих оценках и зафиксировало это документально - Крым и Севастополь - это временно оккупированная Россией украинская территория; Россия является оккупантом (со всеми обязательствами, которые накладывает это «почетное» звание), и ситуация с нарушением прав человека на оккупированной территории будет под постоянным международным мониторингом. И все страны-члены ООН будут руководствоваться именно этими установками.

Поэтому предметом для обсуждения отныне могут быть только вопросы, во-первых, соблюдения прав человека оккупационными властями в Крыму до момента завершения оккупации; прекращения репрессий против крымских татар, украинцев, других граждан Украины, которые оказались на оккупированной территории; прекращения распространения обычного, и тем более, ядерного или химического оружия на территорию Крыма. И именно для контроля этих вопросов в Крым поедут реально сформированные международные мониторинговые миссии, которые будут иметь соответствующие мандаты международных организаций и согласование доступа, в первую очередь, от Украины. И Россия будет вынуждена их принять. В итоге это означает бесперспективность попыток России завезти в Крым какие-то «прирученные», «вежливые» миссии наблюдателей для получения выгодных для себя выводов. Также бесперспективны будут попытки перевести разговор с нарушений прав человека российскими оккупантами на какие-то мнимые «нарушения прав человека при Украине».

О том, что все это может произойти очень быстро, свидетельствует раскрутка событий. Свеженькие «вишенки» на антироссийский "тортик" - приезд в Киев американского вице-президента Джо Байдена с его подтверждением преемственности поддержки суверенитета Украины новой администрацией США; подача Украиной в Международный суд ООН в Гааге иска о нарушении Россией Конвенции ООН по противодействию финансирования терроризма и Конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также активизация позиции ОБСЕ, новый глава которой, Себастьян Курц, прямо заявил о намерении обсуждать с Москвой практический доступ в Крым наблюдателей СММ ОБСЕ.

Ну а мы надеемся, что уже в ближайшее время на повестку дня будет вынесен не только вопрос мониторинга нарушений прав человека российскими оккупантами, но и вопрос определения путей и сроков деоккупации Крыма. И это произойдет независимо от того, насколько мощно Кремль тормозит международное вмешательство в урегулирование российско-украинского конфликта.

Татьяна Иваневич

ФОТО: интернет

QHA