КИЕВ (QHA) -

Вокруг Керченского моста постоянно происходят скандалы. Еще в процессе строительства сооружение обзавелось десятками аккаунтов практически во всех социальных сетях – Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Инстаграме, на канале Ютуб, мост имеет несколько сайтов, о нем написана статья в русскоязычной Википедии. Ему даже придумывают имя.

В интернете размещены десятки вакансий для потенциальных строителей моста, хотя в других СМИ появляются данные о том, что его будут бесплатно строить студенты Московского госуниверситета. Недостроенный мост снимают из космоса, его изображение предлагают разместить на российских деньгах.

Стройку моста связывают с давним бизнес-партнером Владимира Путина, а его смета за время строительства выросла более чем в 10 раз. Периодически появляется информация о том, что денег на финансирование «стройки века» больше нет. 

При этом компании, которые занимаются возведением Керченского моста, периодически попадают в санкционные списки. 

В будущем мосту приписывают возможности привлечь в Крым 14 млн туристов и выстоять в 8-балльном шторме.

Однако QHA больше интересовала практическая сторона вопроса. А именно – соответствуют ли ожидания, связанные со строительством Керченского моста, с его потенциальными возможностями? Насколько готова к запуску сооружения сопутствующая инфраструктура, реально ли провести железную дорогу и сдадут ли мост в заявленные сроки – в 2018 году?   

Председатель экспертного совета ГО «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры», экс-глава «Укрзализныци» Александр Завгородний рассказал о подводных камнях в строительстве моста, который за три года оброс массой мифов.

Мостовой переход через Тузлу усложнен из-за формирования подходов

– Характеризуя строительство моста Керчь – Тамань в марте 2017 года, хочу сказать, что строительство этого объекта по объему и категории сложности можно смело отнести к стройкам высочайшего класса. И многие строители и инженеры были бы горды участвовать в этой стройке, если бы не одно но: очень жаль, что строительство моста проходит на фоне серьезных геополитических изменений, обусловленных агрессией России по отношению к украинскому народу. Однако я предлагаю рассмотреть профессиональные вопросы, касающиеся проекта строительства моста и воплощения его в жизнь, – отметил Александр Завгородний.

Специалист считает, что выбранное проектное решение строительства мостового перехода длиной около 19 км через остров Тузла является оптимальным с инженерной точки зрения.

– В то же время данное решение усложнено с точки зрения формирования подходов к мостовому переходу, в первую очередь железной дорогой и со стороны Керчи, и со стороны Тамани, – сообщил Завгородний.

По его мнению, мост запроектирован со значительным запасом пропускной способности как для автомобильного, так и для железнодорожного транспорта. Предусмотрено, что в 2019 году по Керченскому мосту в сутки будет проходить 47 пар поездов: 12 грузовых и 35 пассажирских, в том числе пригородных, а четыре полосы дорожного полотна будут обладать пропускной способностью в 12,8 тысячи транспортных средств.

К 2025 году интенсивность движения, согласно плану, превысит 50 пар поездов, что позволит перевозить 16 млн тонн грузов и более 15 млн пассажиров ежегодно.

А спустя 20 лет после открытия перехода по нему пройдут уже 65 пар поездов, способных перевезти между Крымом и Кубанью более 26 млн тонн грузов и свыше 17 млн пассажиров в год.

Параметры пропускной способности моста преувеличены

– Указанные параметры пропускной способности – слишком оптимистические по очень простой причине. На данный момент Керчь связана с основными городами полуострова автомобильной дорогой с одной полосой в каждом направлении и малой весовой нагрузкой, а также однопутной, неэлектрифицированной железной дорогой, – подчеркнул Завгородний.

При этом, как отметил эксперт, на данном этапе со стороны Тамани все выглядит несколько прогрессивнее: электрифицированная железная дорога и местами четырехполосная трасса «Дон», реконструкция которой предусмотрена проектом в 2018 году.

Строительство скоростной трассы «Таврида» не представляет особых сложностей при надлежащем уровне финансирования, хотя мониторинг показывает отставание от запланированных сроков начала и окончания строительства уже минимум на год.

– А вот вопрос развития пропускной способности железной дороги находится под большим вопросом, в первую очередь по причине большой сложности с электрификацией участка из-за отсутствия свободных мощностей на территории полуострова. Прилагаемая схема четко показывает, что есть проблемы с обеих сторон переправы для организации полноценного железнодорожного сообщения, учитывая значительную нагрузку от порта Новороссийск, – объяснил Завгородний.

Отставание в строительстве очевидно: мост сдадут не раньше 2020 года

Эксперт прокомментировал темпы строительства основного объекта:

– На начало марта 2017 года погружено более 4100 свай трех типов из более 7000, предусмотренных проектом. Также готово более 300 опор из 595, ведется сборка пролетов на сухопутных участках и арочных пролетных строений, идут работы по бетонированию плиты проезжей части.

Но отставание от первичного графика уже явно просматривается, о чем может свидетельствовать тот факт, что с сайтов объектов строительства мостового перехода и трассы «Таврида» убраны графики производственных работ.

На основании данных мониторинга можно подвести промежуточный итог. Несмотря на все сложности строительства объекта такого класса, работы ведутся. Отставание от первичного графика значительное, и на данном этапе не имеет тенденции к сокращению. Поэтому при условии достаточного финансирования завершения строительства мостового перехода можно ожидать не ранее 2020 года.

ФОТО: интернет

QHA