СИМФЕРОПОЛЬ/АКМЕСДЖИТ (QHA) -

 Ассоциация крымскотатарских работников образования «Маариф» в преддверии нового 2015-2016 учебного года обратилась к главе Республики Крым Сергею Аксёнову с предложением принятия конкретных мер в решении проблем образования на крымскотатарском языке в республике.

Ассоциация «Маариф» констатирует, что необходимо обратить особое внимание на катастрофическое положение народа в сфере национального образования. 

«За 26 лет возвращения крымскотатарского народа на родину, в Крыму выросло новое поколение. Это первое поколение крымских татар, в подавляющем своём большинстве не владеющее на необходимом уровне родным языком, что вызывает тревогу у родителей и общественности, поскольку человек, не владеющий языком предков, не сможет воспринять культуру народа в полной мере, приобщиться к истокам и наследию предков, национальным обычаям, этнокультуре и истории», - отмечается в обращении организации, передает МААРИФ-ИНФОРМ. 

Ассоциация «Маариф» в обращении к Аксенову приводит выдержки из конституции Крыма разных лет, касающиеся функционирования крымскотатарского языка и  образования на родном языке. Как отмечают крымскотатарские работники образования, положения о равноправном изучении языков в Крыму так и осталось на бумаге.

Кроме того, ассоциация приводит статистику, согласно которой количество открытых 1-ых классов с крымскотатарским языком обучения стало на 19 меньше, чем в прошлом году. Соответственно, изучать крымскотатарский язык в этом году будут на 336 первоклашек меньше, чем в прошлом.

- В прошлом году на базе 46 школ с крымскотатарским, 2-мя, 3-мя и русским языками обучения были открыты 57 (пятьдесят семь) 1-ых классов с крымскотатарским языком обучения, охвативших 943 крымскотатарских первоклашек. По состоянию на 19 августа сего года намечается открытие 38 (тридцати восьми) 1-ых классов с крымскотатарским языком обучения с охватом в 607 будущих первоклашек на базе 49 школ с крымскотатарским, 2-мя, 3-мя и русским языками обучения, - сообщает «Маариф».

Крымскотатарские работники образования выразили неудовлетворение принятием Госсоветом Крыма 20 мая 2015 года законопроекта «Об образовании в Республике Крым», разработанного Министерством образования и науки РК, «в котором крымскотатарский язык, имеющий государственный статус, был внесён в разряд других необязательных родных языков, изучаемых по выбору на основании унизительного для родителей подачи заявлений, т.к. в образовательных организациях для изучения детьми русского и одного из иностранных языков заявлений от родителей не требуют».

При этом, как отмечает «Маариф», надо отдать должное Министерству образования, науки и молодежи Республики Крыма, которое, с целью удовлетворения потребности учащихся в изучении родного языка, разработало Методические рекомендации по формированию учебных планов крымских школ на 2015/2016 учебный год, способствующих формированию в школах классов и групп с обучением на крымскотатарском языке, с выделением необходимого количества часов на изучение крымскотатарского языка как учебного предмета в школах с русским языком обучения».  

Однако, как выяснили сотрудники ассоциации, директора школ с русским языком обучения почти повсеместно проигнорировали вышеупомянутые Методические рекомендации.

- Волею директоров школ выбраны варианты приложений Примерных учебных планов, в которых не предусмотрены часы на изучение крымскотатарского языка или дан всего 1 час по выбору на крымскотатарский язык или украинский. На примере Добровской школы, Симферопольского района, в которой более 70% составляют учащиеся крымскотатарской национальности – это прослеживается чётко. В данной школе часы на изучение крымскотатарского языка оставили лишь в классах с крымскотатарским языком обучения, в классах же с русским языком обучения на крымскотатарский язык дали факультатив или кружок, - сообщает «Маариф».

Даже после обращения родителей в Минобразования и вмешательства крымского министра образования Натальи Гончаровой, ситуация а Добровской школе не изменилась.

- В этой школе, в которой большинство учащихся являются крымскими татарами, можно ежегодно открывать не один, а несколько 1-ых классов с крымскотатарским языком обучения, для этого надо всего лишь соблюдать закон, но это, к сожалению, решается не волеизъявлением родителей как должно быть, а решением директора, так как в данной школе установлен негласный ценз на один национальный класс в год и не более, - отмечает «Маариф».

По информации ассоциации, изучение государственного крымскотатарского языка самими крымскими татарами опускают на уровень кружков и факультативных занятий и в других школах Крыма, в них намечается свёртывание сети классов с крымскотатарским языком обучения. Родителей вынуждают на заготовленных заранее бланках подписывать так называемые заявления с отказом обучения их детей на крымскотатарском языке и о переводе их в класс с русским языком обучения. Например, по информации, полученной от родителей, подобная ситуация сложилась и в Войковской школе Ленинского района.

- В данной школе функционируют два класса с крымскотатарским языком обучения: в 3-ем «А» классе обучается 8 учеников, в 7 «А» -14 учеников. 8 августа этого года директор школы Еремеева Т.В., пригласив родителей учащихся крымскотатарских классов в свой кабинет, уведомила их о том, что она закрывает эти классы якобы в связи с отсутствием учебников, и стала добиваться заявления родителей об отказе их детей от учёбы в классах с крымскотатарским языком обучения. В нарушение инструкции, Еремеева Т.В. раздала родителям заготовленные заранее бланки заявлений. Не добившись согласия родителей, она методом кнута и пряника заставила родителей части учеников написать отказные заявления от учёбы их детей в классе с крымскотатарским языком обучения, - рассказали сотрудники «Маариф» в обращении.

Кроме того, ассоциации «Маариф» стало известно «о вопиющем беззаконии администрации Белогорского района Республики Крым, которая в нарушение Конституции Российской Федерации и Республики Крым и всех норм Закона об образовании Российской Федерации, приняла постановление от 20 июля 2015 года № 128 «О минимальной наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях Белогорского района… ». Этим Постановлением Администрация Белогорского района установила непредусмотренный Законом образования Российской Федерации и в нарушение данного Закона ценз на количество учащихся при открытии классов с обучением на родных (не русских) языках в общеобразовательных учреждениях Белогорского района:  не менее 10 обучающихся при открытии классов в сельской местности; не менее 12 обучающихся при открытии классов в городской местности. Также администрация района установила своего рода ценз на количество учащихся при открытии профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Белогорского района:  не менее 12 обучающихся при открытии классов в сельской местности;  не менее 15 обучающихся при открытии классов в городской местности. 

Ассоциация «Маариф» надеется, что министр образования Республики Крым Наталья Гончарова не допустит нарушения конституционных прав граждан на обучение на родном языке и самовольного искажения Белогорской администрацией федеральных законов России об образовании, в которых нет квоты на количество учащихся, желающих учиться на родном языке.

Ассоциация крымскотатарских работников образования «Маариф» просит Сергея Аксёнова дать поручение министру образования, науки и молодёжи Наталье Гончаровой устранить явно наметившиеся проблемы в сфере образования на крымскотатарском языке в преддверии нового 2015-2016 учебного года.

QHA