СИМФЕРОПОЛЬ/АКМЕСДЖИТ (QHA) -

Сегодня, 11 июня, в Крымскотатарском музее искусств член организации «Маарифчи» Шефика Абдураманова рассказала о крымскотатарской философии в творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Как отметила Шефика Абдураманова, Александр Пушкин и крымские татары – это одна большая тема, поскольку без проникновения в философию крымскотатарской литературы суфизма произведения Пушкина не будут полноценно восприняты.

- Ключ к пониманию Пушкина находится в крымскотатарской философии, - пояснила Ш.Абдураманова.

Так, по ее словам, произведения русского классика описывают отнюдь не «дуб», «златую цепь», «ученого кота»… Знаменитое четверостишье из поэмы «Руслан и Людмила» рассказывает о практике суфизма.

- «У лукоморья» - это Крым,  «дуб зеленый» - тюрки в состоянии расцвета, «кот» – суфий, «идет направо – песнь заводит», - это молитва, «налево - сказку говорит» – это толкование слов Всевышнего после прозрения, - отмечает Ш. Абдураманова. - «Кот ходит по цепи кругом» - в целом это зикр суфиев.

Тюркской тематикой в произведениях русских писателей Ш.Абдураманова заинтересовалась еще в молодости.

- Сначала я просто собирала информацию об отображении Крыма и крымских татар в произведениях русских писателей. Однако после я стала рассматривать русскую культуру в свете тюркского мировоззрения. Когда улавливаешь основные принципы, открываются поразительные вещи, - отметила она.

- Я могу смело сказать, что русская культура основана на тюркском фундаменте, - подытожила исследовательница.

QHA