КИЕВ (QHA) -

В среду 29 марта в Киеве прошла VII международная конференция «Сектор гражданской безопасности: ход и вызовы реформ», на которой были обсуждены вопросы обеспечения военной и гражданской безопасности страны.

Собравшиеся чиновники, международные эксперты, руководители центров реформ и аналитических служб были единодушны в том, что в условиях войны в Украине вопросы национальной безопасности требуют не меньшего внимания, чем проблемы обороны. Особенно если нападение агрессора носит так называемый гибридный характер.

Пока Кремль подрывает стабильность Украины, значимость гражданской безопасности растет

Заместитель секретаря СНБО Александр Литвиненко, открывая конференцию, поблагодарил за участие иностранных партнеров и остановился на некоторых аспектах функционирования сектора гражданской безопасности.

Сектор гражданской безопасности является достаточно неопределенным, потому что его определение зависит от того понимания национальной безопасности, которое мы с вами принимаем. К сектору гражданской безопасности относятся полиция, служба чрезвычайных ситуаций, гражданские спецслужбы, отметил он.

Присутствующие на мероприятии эксперты созданной в 2014 году Консультативной миссии ЕС (КМЕС) в Украине существенно расширили озвученный список государственных невоенных структур, которые выполняют правоохранительные функции и обеспечивают верховенство права.

Так, КМЕС относит к сектору гражданской безопасности Украины МВД, Национальную полицию, Генеральную прокуратуру, Службу безопасности, Государственную пограничную службу, Государственную налоговую службу, Национальное антикоррупционное бюро, Специализированную антикоррупционную прокуратуру, Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции.

К слову, основной целью КМЕС является создание новой системы обеспечения гражданской безопасности на основе лучших международных стандартов и принципов управления государством и защиты прав человека.

В условиях, когда Украина пребывает под давлением внешней агрессии, когда те действия, которые ведет Кремль против нас, направлены на подрыв внутренней стабильности, на дестабилизацию существующей общественно-политической ситуации в Украине, значимость сектора гражданской безопасности не вызывает никаких вопросов. Именно поэтому сегодня перед украинским обществом стоит задача адаптировать его к существующей ситуацией и переориентировать на интересы общества, заявил Литвиненко.

Чиновник напомнил, что ровно год назад президент Петр Порошенко подписал концепцию развития сектора безопасности и обороны. С помощью консультативной миссии ЕС, офиса НАТО и наших американских союзников был подготовлен проект ЗУ «О национальной безопасности», который должен стать основой для реформирования.

На сегодня проект закона отработан, он имеет достаточно высокую степень готовности. Он находится в АПУ, где проходит последнюю подготовку. Я очень надеюсь, что, как заявил президент, в ближайшее время будет подписана концепция реформирования СБУ, сообщил Литвиненко.

Он также проинформировал присутствующих о том, что СНБО имеет достаточно серьезные наработки и по другим направлениям, и выразил надежду, что скоро будет принят ряд концептуальных для страны документов.

Начинается серьезная работа по усовершенствованию законодательства в сфере государственной тайны. Хотя это узкий сегмент, тем не менее, он является ключевым для развития законодательства в сфере безопасности, подчеркнул заместитель секретаря СНБО.

В свою очередь, член Комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности и обороны Украины Ирина Фриз рассказала, что после принятия ЗУ «О национальной безопасности» Комитет приступит к разработке законопроекта, в котором будет прописан механизм осуществления демократичного гражданского контроля над сектором безопасности и обороны.

Службам мешают отсутствие доверия и конкуренция

Своим видением тех вызовов, которые стоят перед Украиной в рамках реформирования сектора гражданской безопасности, поделился глава Консультативной миссии ЕС Кястутис Ланчинскас.

Процесс реформирования происходит в условиях ослабления доверия населения к правоохранителям. Кроме того, отсутствует доверие между различными правоохранительными органами. Есть вопросы относительно правильности системы кадровой организации, которая зачастую не предусматривает плана карьерного развития сотрудника, осуществления эффективного внешнего и внутреннего контроля, отметил он.

По мнению руководителя КМЕС, процесс украинских реформ излишне забюрократизирован, а функции некоторых служб и учреждений дублируют задачи родственных по профилю организаций.

Мы постоянно обращаемся к народным депутатам Украины для того, чтобы в правовом поле четко прописывались обязанности и функции сотрудников того или иного подразделения. Для этого, прежде всего, нужна политическая воля и верховенство права, считает он.

Военный эксперт, директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский согласился, что конкуренция среди ведомств сектора гражданской безопасности существует потому, что для этого есть предпосылки, в первую очередь – несовершенство правового поля.

Для того, чтобы устранить конкуренцию, нужно четко прописать в законодательстве задачи министерств и ведомств, освободить их от нехарактерных функций, сказал Сунгуровский.

Отвечая на вопрос представителя Женевского центра демократического контроля над Вооруженными силами Лады Рослицки относительно болезненного процесса формирования Общественных советов при органах власти, относящихся к сектору гражданской безопасности, директор военных программ Центра Разумкова отметил:

Практика показывает, что если управлять этими советами стремятся молодые люди,  то они ищут новые организационные подходы, а если старое поколение, то его представители используют должность в Общественном совете для реализации своих нереализованных амбиций.

По его мнению, полноценной работе Общественных советов мешает и отсутствие четких критериев деятельности этих организаций.

– Например, в Общественный совет МВД записались представители 40 организаций, в том числе «Свидетели Иеговы». В результате туда попали не те, кто мог что-то сделать, а все подряд. Отсутствие критериев дает возможность попадать туда случайным людям. Поэтому там не решаются задачи обороны, а реализуются амбиции руководителей. А эти самые амбиции лучше направить на работу в качестве консультантов, считает Сунгуровский.

По его мнению, если люди являются носителями интересного опыта и традиций, есть смысл это использовать.

Перспективы и направление понятны, главное  не останавливаться

Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский отметил несомненный прогресс в открытости ведомств сектора гражданской безопасности:

Министерство обороны Украины сегодня является одной из самых открытых организаций Украины. С МОУ гражданским организациям можно работать, и они в этом заинтересованы.

Но главной болевой точкой процесса реформирования, по мнению военного эксперта, является отсутствие формализированного подхода к этому процессу.

Если нет описания процесса, то какие бы органы ни создавали  у вас нет гарантий, что они будут выполнять то, что вы думаете. На прошлом заседании выступал представитель офиса НАТО, который говорил о необходимости формализации этого процесса. Соглашусь с ним и скажу, что когда будет формализованное описание, тогда появятся нормальные законы и организационные структуры. И тогда появятся критерии того, какие органы нужны и кто должен быть в этих органах. В том числе в органах демократического контроля, подчеркнул он.

Присутствующая на конференции заместитель директора офиса по связям НАТО в Украине Анна-Кристин Бэргене обратила внимание на то, что реформирование не находится в сфере ответственности представителей Североатлантического альянса.

Сфера нашего внимания  невоенные аспекты помощи в обеспечении безопасности и консультативная помощь с учетом евроатлантических стандартов. Мы будем заботиться о том, чтобы украинская армия была мощной и боеспособной. Мы также готовы повышать конкретные возможности экономики, сообщила она.

Ее коллега, представительница Женевского центра демократического контроля над Вооруженными силами Лада Рослицки подчеркнула необходимость активного участия в процессе реформирования сектора гражданской безопасности украинского общества.

Недавний опрос общественности позволил определить, что 23% гражданского общества думают, что страна движется в правильном направлении. Однако украинское правительство и президент одновременно являются движущей силой реформ, которая их осуществляет, и их блокираторами, сказала Рослицки.

Лада Рослицки также напомнила, что среди задач парламентской коалиции нет реформирования сектора безопасности и установления демократического контроля над ВСУ, что не позволяет оперативно корректировать национальное правовое поле.

Таким образом, участники дискуссии пришли к выводу о том, что реформа сектора гражданской безопасности Украины на сегодня, наряду с преодолением экономического кризиса, является одним из главных приоритетов демократизации нашего общества.

При этом многие обращали внимание на то, что важная роль в обеспечении гражданской безопасности и контроля над ней должна принадлежать не только правительству и президенту, но и парламенту, общественности, а также СМИ.

Эдуард Солодовник

QHA