КИЕВ (QHA) -

Открытую лекцию о Крымскотатарской национальной революции 1917 года для студентов Таврического национального университета им. Вернадского и всех желающих прочитали кандидат исторических наук, координатор Таврической гуманитарной платформы Андрей Иванец и член Меджлиса крымскотатарского народа, кандидат филологических наук, доцент университета и директор информационного агентства QHA Гаяна Юксель. Организаторами лекции-диалога выступили Таврическая гуманитарная платформа и Исламский культурный центр Киева.

Встреча прошла в форме диалога, ведь ее тематикой заинтересовались не только студенты, но и историки и журналисты. Кроме того, лекцию посетили глава Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров и муфтий Духовного управления мусульман Крыма Айдер Рустамов.

Участники встречи отметили, что проект «Крымский диалог историков» был начат еще в Крыму, за несколько лет до начала оккупации полуострова.

Андрей Иванец остановился на теме «Крымскотатарская национальная революция в 1917: причины, ход и последствия». Он отметил, что термин «крымскотатарская революция» возник еще в 1917 году. Причиной возникновения крымскотатарской революции историк называет «политическое бесправие в Российской империи, социальный и национальный гнет».

Иванец подчеркивает, что к концу XVIII века абсолютное большинство населения Крыма составляли крымские татары. На протяжении столетия в результате политики Российской империи ситуация изменилась кардинально, и к 1917 году крымских татар на полуострове осталось всего 26,8% (217 тысяч человек). Для сравнения: из 808,9 тысячи человек, проживавших в Крыму в начале ХХ века, украинцев и так называемых великоросов было 399 тысяч (49,4%, из которых украинцев, по разным данным, было от 8,5 до 12,5%), евреев — 68,2 тысячи человек (8,4%), немцев — 41,4 тысячи (5,1%), греков — 20,1 тысячи (2,5%), армян — 16, 3 тысячи (2,1%) и болгар — 13,2 тысячи человек (1,6%).

Среди последствий Крымскотатарской революции Иванец выделяет развертывание массового национального движения, формирование структур этнонационального самоуправления, ускорение эмансипации крымскотатарских женщин, развитие и реформирование системы национального образования и другие процессы. Все они так или иначе отражались в крымскотатарских изданиях, которых, как оказалось, на тот момент было не так уж и мало. Именно о развитии крымскотатарской прессы 1910-1920 годов, которая была отражением национальной идеи народа, рассказала Гаяна Юксель.

Она сообщила, что в 1883-1941 годах у крымских татар была развитая система прессы. В ходе собственного исследования Юксель насчитала 129 газет и журналов — и она полагает, что это не окончательная цифра.

Гаяна Юксель рассказала, в частности, о создании легендарной газеты «Терджиман», которая поражала не только тиражом, но и географией. «Терджиман» выходила в течение 35 лет тиражом в 5 тысяч экземпляров на территории от Балкан до Японии.

По словам Юксель, в период Крымскотатарской революции появились новые типы газет и журналов, среди которых — издания Временного крымско-мусульманского исполнительного комитета.

Не обошла исследовательница и прессу крымскотатарской диаспоры. Как отметила Гаяна Юксель, в Румынии и Турции в конце XIX — начале ХХ века выходило несколько десятков крымскотатарских изданий. Кроме того, в США в 20-х годах прошлого века выходило издание о национальном движении крымских татар.

— Хотя может возникнуть ощущение, что крымскотатарских изданий в диаспоре выходило мало, я могу с уверенностью сказать, что это тема отдельного исследования. Надо сказать, что пресса крымскотатарской диаспоры возникла раньше, чем сам «Терджиман», в 1881 году, — рассказала Юксель. — Если же говорить о Турции, то там выходила газета «Къырым» (1919-1921 гг.), а также мелкие издания. В начале ХХ века основным изданием, объединившим диаспору в Румынии и Турции, стал журнал «Эмель» («Цель»). Этот журнал выходит и по сей день.

Как считает глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, отслеживая события Крымскотатарской революции, можно понять, что еще сто лет назад лидеры крымских татар опасались беспорядка и хаоса в Российской империи и, говоря об автономии, тянулись именно к Киеву.

— Прошло сто лет после революции. Но сегодня перед нами стоят практически те же вопросы, которые в какой-то степени решаются именно таким образом, которым их пытались решить крымские татары сто лет назад, — сказал Чубаров

Он подчеркнул необходимость послушать подобные лекции всем тем, кто сегодня выступает против создания Крымскотатарской автономии, поскольку они смогут получить ответы на многие вопросы.

Рефат Чубаров выразил надежду, что с подачи ученых подобные встречи и лекции вскоре изменят формат и смогут собирать большую аудиторию, давая возможность активным гражданам Украины выступать и дискутировать о крымской истории, а также о современных изменениях в жизни крымскотатарского народа.

QHA