В понедельник, 28 сентября, люди собрались в мечети, которую своими силами построили на массиве. Поводом для собрания послужило предупреждение о сносе строений. Еще на прошлой неделе крымские власти заявляли, что в ближайшие дни будут сносить самострои.
Женщины и мужчины, которые в течение 10 лет строили здесь свои дома, которым долгое время разные власти обещали узаконить их земельные участки, так просто сдаваться не намерены. Они готовы своими телами защищать построенные «потом и кровью» дома от разрушения.
− Будем стоять стеной. До последнего. Люди живут здесь, − говорят жители массива.
− У меня сын спрашивает: «Мама, если приедут трактора, что будет?». Я ответила: «Брошусь под трактор».
− Я думаю, какой-то нужно создать резонанс. А резонанс у нас связан только со смертью. Зачит кому-то надо умереть здесь, чтобы власти обратили на наше поле внимание. Как нам быть? – отмечает другая участница «поляны протеста».
− У меня тоже дом стоит готовый. Да разве я разрешу его сносить?! Костьми стану, но не разрешу это сделать, − сказала еще одна жительница массива.
Люди рассказали, что пришли в Жигулину Рощу 10 лет назад, потому что нуждались в собственном жилье. А по законам Украины, которые действовали в Крыму в то время, каждый имел право на земельный участок.
− Еще никто не получал! Лично ни я, никто из моей семьи землю не получал. Мы здесь только из этих соображений, − отмечает жительница массива.
Люди напомнили, что 15 января этого года был принял закон Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», согласно которому граждане имеют право приобрести в собственность земельный участок с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года. Однако власти этот закон игнорируют.
− На сегодняшний день у нас возник такой грозный арендатор – ООО «Столичная коммерческая группа», которая расположилась на 4 этаже «Меганома». Там офис их. Это «субарендатор». Но у этой фирмы нет документов на субаренду, потому что еще закона о субаренде в российском законодательстве нет, − отмечает активистка «поляны протеста». – Они (арендаторы, - ред.) стоят на территории «Скорпиона» (фирма, которая арендовала часть массива в 2007 году, - ред.), это всего 9,9 гектаров. А запугивают людей всего поля. Никаких документов они нам не показывают.
Участники протеста отмечают, что новый «инвестор» заявил о себе совсем недавно. Однако уже успел надавить на некоторых жителей Жигулиной Рощи так, что они согласились разрушить свои дома. Таковых уже пять человек.
Однако другие жители массива на угрозы и давление не поддаются.
− Звонили мне, очень долго звонили, пошла я с ними на контакт. Они говорят: «Вы согласны полюбовно договориться?». Я говорю: «А если нет?» – «Тогда подадим на вас в суд. И все судебные издержки и все, что мы снесем – за все будете вы платить». Я с ними не стала договариваться, развернулась и ушла, − отметила одна из участниц «поляны протеста» Валя.
Люди много раз пытались обратиться со своей проблемой к представителям власти, но их игнорируют.
− Мы не можем попасть на прием к Бальбеку (он курирует в крымском правительстве вопрос земельных «самозахватов» и «полян протеста», - ред.). С мая мы пытаемся попасть к нему на прием, пишем письма, но все это «спускается» на райгосадминистрацию. А там говорят – земля в аренде. Бальбек нас так и не принял. Мы писали Аксенову, от него тоже никакого ответа. Везде только отписки. Нигде наши права депортированных граждан не учитываются, − отмечают жители массива.
Представители ООО «Столичная коммерческая группа» пытаются договориться с владельцами домов с крышами в Жигулиной Роще, однако за их дома предлагают мизерную сумму.
− Тут у нас есть женщина, у нее два сына, оба в том возрасте, когда жениться уже должны. Они живут на квартире, здесь построили большой дом, им предлагают абсурдную сумму. Одна крыша стоит 10 тысяч долларов. А они (арендаторы, - ред.) предлагают им за дом 800 тысяч рублей. Это чуть больше 10 тысяч долларов. Это же смешно. Что они на эти деньги купят?
Свою историю рассказала жительница массива Сание-ханум:
− С 2008 года живу на этом поле. Сначала в маленьком доме жила – 3х4, потом потихоньку построили дом маленький 10х8, временная крыша у него. Но я с сыном и его семьей живу здесь. Я так же, как все девчата, ходила, подавала заявления, на которые вообще не получила никакого ответа. И эти так называемые инвесторы звонили и говорят – «мы вам дадим немножко денег, разберите свой дом и стройматериал продайте и уходите». Мы уже не знаем, к кому обратиться за помощью, нас никто не хочет ни видеть, ни слышать.
Люди отмечают, что в 2014 году власти заставили их приостановить строительство в Жигулиной Роще, обещая при этом вскоре узаконить их участки.
− Мы хотели накрыть крышу. В 2014 году, когда пришла Россия, нам сказали – «остановите строительство, не делайте пока ничего, вопрос будет решаться». Все люди остановились, ждали решения вопроса, а получилось, решение вопроса – снос нашего массива! Это произвол! – отмечают жители массива.
− Аксенов сказал, что все дома, которые построили до 16 марта 2014 года, будут узаконены. Есть закон. И наши все строения – под амнистией! Но никто с нами не считается. Посмотрите, сколько выстроено, и это все они хотят пустить под бульдозер!
Один из участников «поляны протеста» напомнил, что изначально эта земля была передана для жителей Мирновского сельского совета для строительства жилых домов. А потом «олигархи увидели этот шикарный кусочек земли».
− Что интересно – вон там канализация проходит. Им (бизнесменам, - ред.) никаких затрат не надо будет делать − в канализацию включился и все. Вода здесь проходит на глубине 3-4 метра. А чистая вода – где-то 16-18 метров, есть скважины, − рассказал мужчина.
Жители массива уже обжили эту землю, некоторые вырыли колодцы, посадили сад, огород.
− Я вырыла колодец глубиной 4 метра, мы сами, своими руками вырыли. Я этот дом, деревья, все это своими руками делала, поливала с этого колодца. Это все было сделано в 2006 году, − рассказывает жительница массива.
Эта ситуация – угрозы, запугивания, страх потерять свои дома, игнорирование проблемы со стороны власти – отразилось на здоровье жителей Жигулиной Рощи. Многие участники «поляны протеста» − пожилые люди, некоторые «заработали» здесь инсульт, проблемы с сердцем, у кого-то поднялся сахар в крови, есть и те, кто не выдержал столько испытаний.
− Отец одного из жителей слег с инсультом от того, что начали давить. Одна бабушка с массива тоже сейчас в больнице лежит. Ава сегодня умерла, хоронят. Доктор здесь есть, тоже инсульт перенес от этого всего. Ремзи умер – сердце. Он тоже здесь жил. Это все отражается на нас, − говорят люди.
− У меня 15 апреля здесь умер муж. Он 7 лет прожил на поле. Ему стало плохо с сердцем. Для них наши дома – это не капитальные строения. Они сказали – «с таким как вы быдлом, у кого крыши нет, мы даже разговаривать не будем, все под грейдер пойдут», − рассказывает жительница массива Диляра-ханум.
− Сами остановили наше строительство в 2014 году, сказали, что вопрос будет решаться. Аксенов обещал. А сами говорят, что раз у людей нет крыш, значит – под снос. У меня, например, есть крыша, у меня там стоят плиты, я, может, хочу с такой крышей жить. Какое они имеют право? – говорит другая участница «поляны протеста».
Отметим, что вчера опасения жителей массива не оправдались – никто сносить дома не приехал. Однако люди предполагают, что такие действия могут совершить ночью. Жители настроены решительно – они будут защищать свое имущество.
Подробнее с проблемой и историей массива Жигулина Роща можно ознакомиться здесь.
QHA