КИЕВ (QHA) -

QHA продолжает публикацию интервью с директором института профессионального лоббирования Денисом Базилевичем. 

Во второй части материала мы остановимся на особенностях внутреннего и внешнего лоббизма, а также специфике работы Москвы с международными институтами власти в Европе и мире.

- Денис, расскажите, пожалуйста, в чем особенности внутреннего и внешнего лоббизма России?

- Прежде всего, в централизации системы принятия решений, присущей российскому политикуму. Это задает свой тон в выборе механизмов и инструментов взаимодействия между бизнесом, обществом и властью. Очевидно, что доступ к политической кухне ограничивается крупными коммерческими предприятиями, влиятельными отраслевыми ассоциациями и некоторыми приближенным к власти общественными организациями и фондами.

Методы влияния далеко не всегда сводятся к правовым и легитимным, а цена решения вопроса не измеряется издержками на организацию и проведение масштабных лоббистских и адвокационных кампаний, а определяется процентным соотношением от общей стоимости решения вопроса.

В Украине похожая система действовала при режиме Виктора Януковича, когда центр принятия решений находился в руках ограниченной группы людей, которые исключительно на свое усмотрение определяли, кому какие блага, по тем или иным тарифам предоставлять. И мы с вами стали свидетелями, к чему это все может привести.

- В чем отличие внешнего лоббирования РФ?

- Я хотел бы остановиться лишь на одном факторе – опять-таки, централизованных процессах организации лоббистских кампаний за пределами России.

Вы только послушайте, какие месседжи доносят лоббисты российских интересов в других государствах - они все схожи на сообщения и хронику пропагандистского телеканала «Russia Today» (российский, многоязычный, международный телеканал, вещающий круглосуточно в 100 странах, его аудитория составляет около 700 млн зрителей по всему миру). И в этом заключается главное отличие, к примеру, форм и методов представительства и защиты украинских интересов за границей. Союзники Украины могут не соглашаться с мнением официального Киева по ряду важнейших внутри и внешнеполитических вопросов, предоставляя свои доводы, убеждения и аргументацию, но они монолитны и едины относительно основных базовых факторов, обусловивших аннексию Крыма и возникновения конфликта на Донбассе.

- В каких государствах у России есть лобби, и в чем его национальные особенности (Болгария, Германия, Великобритания, Сербия, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия)?

- Разумеется, что во всех перечисленных государствах у России есть своя сфера интересов и влияния. Особенности влияния зависят от уровня исторических, социально-экономических, культурных и религиозных связей с этими государствами.

Нельзя сказать, что для России какое-то из перечисленных государств является более или менее важным с точки зрения реализации своих стратегических задач. Каждая возможность изменить исторический ход событий в свою пользу используется максимально. Обычно ставки растут и карты открываются в преддверии парламентских или президентских избирательных кампаний, что мы сейчас в некоторых из них и наблюдаем.

- В чем особенности лоббизма РФ своих интересов в ЕС, США, а также международных институтах власти в Европе и мире?

- Думаю, что многие знакомы с описанным Нассимом Талебом феноменом «Черного лебедя» (суть теории в том, что существуют крайне редкие явления, которые невозможно предсказать, и при их наступлении становится невозможным прогнозирование дальнейшего развития ситуации - Ред.), который все глубже вплывает в лексикон, описывающий сегодня международные тренды и мейнстримы.

Так вот, по моему мнению, определенная заслуга невозможности спрогнозировать глобальные и локальные политические тенденции принадлежит и России. Ведь принцип «разделяй и властвуй» никто не отменял.

России очень тяжело взаимодействовать с монолитными и системными образованиями, которые идут в далеком отрыве по всевозможным индексам и показателям социально-экономического развития и более того - которые тебя не понимают.

Поэтому, Москве гораздо проще было бы, если бы они были раздроблены, разобщены и расколоты. Именно это сегодня открыто делается Россией путем поддержки в европейском сообществе правоцентристских сил, получивших серьезный импульс на волне негодования граждан ЕС относительно неэффективности реализуемой сегодня политики по целому ряду направлений.

Что касается США, то, как видим, ставка России на кандидатуру Дональда Трампа не дала молниеносных ожидаемых результатов для Кремля. В этом как раз и проявляются отличия авторитарного, ручного управления от демократического, системного.

Основателями Америки не зря были заложены ставшие со временем классическими постулаты сдержек и противовесов. И чем больше времени проходит с момента появления президента Трампа в Белом доме, тем более сложно ему будет выполнить свои программные обещания относительно России. Это лишний раз подтверждают имена сформированной президентом США команды.

Хотя здесь тоже не все так однозначно, и стоит ожидать, что Россия уже поменяла свою тактику во взаимодействии с Вашингтоном, и будет испытывать новые механизмы влияния.

Конец 2-й части интервью (начало читайте здесь)

Вел интервью Эдуард Солодовник

ФОТО: интернет

QHA