КИЕВ (QHA) -

В течение трех дней, с 19 по 21 ноября, в Киеве работала «Школа крымскотатарской росписи хной», которая была открыта творческой командой Центра культуры и ремесел «Тамга» совместно с проектом «Крымский стиль». Научиться тонкостям техники росписи хной приехали участники из Киева, Симферополя и Львова, что свидетельствует о большом интересе украинцев к крымскотатарским традициям и культуре.

В день открытия школы заслуженный художник Украины, автор проекта «Крымский стиль», исследователь художественной символики орнаментов крымскотатарской вышивки Мамут Чурлу ознакомил студентов с символикой традиционного крымскотатарского орнамента и его историей.

— Орнамент — это язык. Было время, когда мы об этом не знали. Когда после депортации мы приехали в Крым, наша культура была полностью разрушена. С чего мы начинали? Мы просто копировали — у нас была задача восстановить свою культуру, мы собирали материалы по вышивке, фотографировали ее. Понимание того, что эти орнаменты означают, пришло гораздо позже. И как показала практика — это имеет огромное значение.

На следующий день студенты не просто попробовали воспроизвести орнаменты хной, но и приобщились к творческому процессу разработки неповторимого крымскотатарского стиля, основанного на национальных орнаментах и ​​их символике. Уникальный крымскотатарский стиль росписи хной, разработанный художниками, этнографами, стилистами и мастерами «мехенди», имеет официальное название «хналама» (от крымскотатарского «нанесение хны»).

Заключительный день мастера и ученики Школы провели в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара», где смогли стать участниками неповторимого крымскотатарского традиционного обряда «Къына геджесы» («Ночь хны»). Режиссером действа выступила украинский этнограф Елена Соболева, которая на протяжении многих лет исследовала и изучала традиции крымских татар и даже издала книгу о свадебном обряде. Традиционную крымскотатарскую музыку исполняли заслуженный деятель искусств Украины, известный композитор Джемиль Кариков и музыкант Халил Халилов.

Как рассказала этнограф, обряд «Ночь хны» крымские татары проводили в начале ХХ века. Для его инсценировки были использованы записи 1926 года. Обряд проводился в первый-второй день свадьбы, которая могла длиться от четырех до десяти дней. Тайное действо происходило в доме невесты, в нем также участвовали сваха, женщина по материнской линии, которая счастлива в браке, дядя невесты (также по материнской линии), брат невесты, который охранял вход в комнату, сваха от жениха, подруги невесты и, конечно, музыканты.

— Этот обряд был основным для невесты. С нанесением на ее тело магических узоров она ​​переходила из одного социального уровня на другой, — говорит Елена Соболева.

После того как невесту вносили в комнату, к ней присоединялись подруги, а дядя со свахой выполняли обрядовый свадебный танец «Хайтарма».

В комнате обязательно зажигали две свечи, символизирующие молодоженов. Они были украшены краской хны и золотыми монетами.

С невесты снимали головной убор и подводили к пожилой женщине. После этого начинался главный обряд — нанесение хны на голову и руки девушки, а в завершение их покрывали праздничными платками.

После показательного обряда все желающие смогли приобщиться к действу по нанесению орнаментов хной. Уже во время работы гости и участники делились впечатлениями от увиденного.

Украинская активистка Эльвира Булат решила выбрать для своего узора розу — символ женской силы.

— Я, конечно, знаю эти традиции, потому что я крымская татарка. В свое время мы не проходили этого, поскольку жили в Советском Союзе. Очень рада, что украинская молодежь может познакомиться с нашими традициями. Крым приживается в Киеве, что еще раз подтверждает, что Крым — это Украина. Но меня удивило, что наши народные орнаменты не противоречат украинским, а даже дополняют друг друга.

Елена Потривайло также с удовольствием пришла на вечер крымскотатарской культуры.

— Погрузились  в историю, в 30-е годы. Нам очень понравилось.

Дмитрий Лидер уже много лет интересуется крымскотатарской культурой.

— Об обряде не знал, но знаком с крымскотатарским орнаментом. Мне было очень интересно увидеть орнамент в таком воплощении. Очень интересные параллели с другими культурами.

В завершение участникам ««Школы крымскотатарской росписи хной» были вручены дипломы. Организаторы поблагодарили всех, кто присоединился к познанию традиций крымских татар, и выразили надежду, что украинцы и в дальнейшем будут с удовольствием знакомиться с крымскотатарской культурой.

QHA