КИЕВ (QHA) -

Общественные правозащитные организации предлагают предоставить статус участников или инвалидов боевых действий и соответствующую государственную помощь всем гражданским лицам, пострадавшим в результате российской вооруженной агрессии на Донбассе.

Как передает корреспондент QHA, об этом сообщил председатель правления Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев сегодня на пресс-конференции.

По словам Козырева, сегодня из четырех категорий гражданских жертв войны в Донбассе, только те, кто стал инвалидами из-за обстрелов, получили статус инвалида боевых действий и соответствующие выплаты. Такие изменения в закон о статусе ветеранов войны вступили в силу с 24 февраля 2018 года.

Остальные категории пострадавших гражданских лиц не охвачены помощью от государства, однако, по мнению правозащитников, они имеют на нее полное право. В первую очередь, речь идет о тех, кто был в плену боевиков и там получил телесные повреждения, но не стал инвалидом; тех, кто после плена стал инвалидом из-за пыток; о пострадавших от обстрелов и бомбардировок, но не ставших инвалидами, а также о семьях, которые потеряли кормильца вследствие обстрелов, подрыва на мине и тому подобное.

Поскольку существует международное гуманитарное право, предусматривающее защиту гражданского населения во время боевых действий (в частности, Женевская конвенция 1949), государство Украина обязано выполнить свои обязательства перед своими гражданами. Николай Козырев отмечает, что общественные организации, основываясь на законодательстве о жертвах Второй мировой войны, уже разработали соответствующие изменения в законы и проекты правительственных постановлений, которые могли бы урегулировать этот вопрос. Хотя сейчас в Украине системно не ведется ни учет, ни отчетность по гражданским жертвам войны и отсутствует методика их определения, количество таких пострадавших правозащитники называют приблизительно - в пределах 12 тысяч на сегодня. 

— Нам важно, чтобы в закон «О статусе ветеранов войны» были включены все упомянутые категории. Мы разработали проекты законов и постановлений правительства, которые должны установить механизм относительно того, каким образом дается статус пострадавшего и каким образом они могут получить эту социальную помощь и быть защищенными. Важно, чтобы этот закон был финансово обеспечен. Точной статистики нет, но около 12-13 тысяч человек имеется таких пострадавших, которые могут стать участниками этого закона, как инвалиды войны.

Правозащитник также выразил надежду на то, что в случае принятия соответствующего законодательства, будет создана правительственная комиссия, которая будет проверять фактаж при предоставлении статуса инвалидов или участников боевых действий. По его словам, важным элементом установления таких фактов могут стать показания свидетелей или другие механизмы.

Николай Козырев также отметил, что сейчас в Украине отсутствует судебная практика возмещения гражданским лицам вреда, причиненного во время военных действий. Однако сейчас Коалиция "Справедливость ради мира на Донбассе" подала два судебных иска и есть надежда, что такая практика будет сформирована.

Он привел пример мужчины из Луганска, которого боевики бросили "на подвал" и полгода пытали из-за подозрения в том, что он является шпионом, просто потому, что тот вышел на улицу с фотокамерой. Сейчас правозащитники пытаются установить юридический факт нахождения человека в плену у террористов, доказать, что он жертва насилия, связанного с войной, и получить для него статус инвалида боевых действий через суд. И вопрос сбора доказательств пыток на неподконтрольной территории является достаточно проблемным и сложным.

— Проблема в том, что никакие террористы не дают никаких справок с круглой печатью, что они пытали человека. И ему надо доказать, что такой факт был, - добавляет Николай Козырев.

Он также отметил, что впоследствии правозащитники будут подавать иски по таким фактам и к украинскому, и российскому правительству, поскольку Россия осуществляет эффективный контроль на этих территориях и должно быть уголовное преследование по факту незаконного пленения и пыток.

Председатель правления Луганского областного правозащитного центра «Альтернатива» Валерий Новиков отмечает, что отсутствие в Украине учета гражданских лиц, пострадавших в результате вооруженного конфликта, негативно влияет на возможность государства оказывать социальную помощь. Военно-гражданские администрации ведут подсчеты несистемно и без соответствующей методологии, поэтому обладают информацией о пострадавших от войны мирных жителях лишь частично. Поэтому в своих рекомендациях правозащитники, в частности, требуют от Кабмина разработать нормативно-правовой акт по формированию национального реестра физических лиц, пострадавших в результате вооруженного конфликта.

— Учет ранений и смертей гражданских лиц (в зоне конфликта) государственными органами не ведется вообще. Не существует сейчас в стране единой базы, в которой бы фиксировались смерти и ранения гражданских лиц. Но это необходимо для того, чтобы сформировать адекватную государственную политику в отношении этой категории, - говорит Новиков.

Коалиция "Справедливость ради мира на Донбассе", в которую входит и «Альтернатива», обнародовала предварительные результаты исследования о нарушении прав гражданского населения, пострадавшего от войны на востоке Украины, и проблемах его защиты.

Так, чаще всего гражданские жители прифронтовых районов получают ранения в результате обстрелов, из-за подрыва на взрывных устройствах; случаются огнестрельные ранения, в частности, был случай, когда человек переходил через блокпост боевиков «ЛНР» и там началась стрельба; человек получил ранения и инвалидность. Также вред здоровью людей наносят последствия, вызванные обстрелами - к примеру, один из пострадавших получил серьезные ожоги, когда снаряд попал в гараж и спровоцировал взрыв бензина и пожар. Достаточно часто полученные ранения приводили к потере пострадавшим работы, поскольку он уже не мог выполнять свои обязанности по прежней специальности.

Директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, в свою очередь, отметил, что вступление в силу закона о деоккупации Донбасса («Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях») может усложнить или вообще сделать нереальным получение украинцами компенсаций за причиненный ущерб имуществу и здоровью. Возложение ответственности и обязанности выплачивать компенсации на Россию, как государство-агрессора, вполне правильное, но конкретные пострадавшие украинцы нуждаются в помощи уже сейчас.

— В законе о деоккупации есть норма, которая говорит, что все компенсации за причиненный войной ущерб должна заплатить Россия. Стратегически это совершенно верно, но на практике это означает, что Украина фактически отказывается от оказания помощи своим гражданам, пострадавшим от этой войны. Бесспорно, Россия должна заплатить, но эти люди нуждаются в помощи уже сегодня. Нам остается только обращаться в ЕСПЧ в интересах этих людей.

Он привел статистику ООН, что за время конфликта с обеих сторон линии соприкосновения погибли, по меньшей мере, 2523 гражданских лиц, и их семьи и дети должны получить компенсацию за потерю кормильца. Кроме того, почти 9 тысяч получили ранения и около 1300 пропали без вести.

Евгений Захаров также отметил, что при определении статуса инвалида или участника боевых действий нельзя проводить различия между теми, кто пострадал на подконтрольной и неподконтрольной территории, потому что на оккупированных территориях проживают такие же граждане Украины.

На уточняющий вопрос о том, будут ли предусмотрены какие-то меры и предупредительные механизмы, чтобы статус инвалидов боевых действий и денежные выплаты не получили боевики, воевавшие против украинских правительственных войск, Захаров отметил, что в предложенных правозащитниками проектах подобные меры не предусмотрены. Но на самом деле, реальным в ближайшей перспективе распространение льгот и компенсаций может быть только на тех, кто проживает на подконтрольной правительству территории.

QHA