СИМФЕРОПОЛЬ/АКМЕСДЖИТ (QHA) -

Надгробный камень будет подобен тому, который стоит на могиле супруги Эшрефа Шемьи-заде – Саиде Боданинской. Работы по изготовлению и установке начнутся весной.

Об этом Айдын Шемьи-заде рассказал в комментарии информационному агентству QHA. 

В целом же, история с перезахоронением останков крымскотатарского писателя Эшрефа Шемьи-заде и его сына Вильдана в 2015 году вызвала дискуссию среди некоторых представителей интеллигенции в Крыму. Основанием для перезахоронения останков Эшрефа Шемьи-заде и его сына Вильдана стало, во-первых, завещание супруги Саиде Боданинской похоронить ее мужа и сына рядом с ней, а во-вторых, то, что за могилами отца и сына в селе Акъ-Чора никто не ухаживал. В 2014 году произошло разрушение баш-таша (надгробия) Вильдана...

Предыстория вопроса 

– Еще при жизни мой отец принял решение быть похороненным в Крыму. При этом он не определял конкретного места, говорил, что можно предать его крымской земле в любом месте нашего полуострова, – рассказывает Айдын Шемьи-заде. – Говорил, что «Къырымнынъ эр бир ери Къырым» («Каждое место Крыма – это Крым»), и мы этим, собственно, руководствовались, когда встал вопрос о транспортировке его останков из Москвы в Крым. 

Тело писателя похоронили в 1978 году вблизи села Акъ-Чора (Долинное). Тогда никто не был уверен, что останки Эшрефа Шемьи-заде удастся перевезти из Москвы. В Крыму родители (ныне покойные) Айдера Эмирова, проживавшие в селе Акъ-Чора, при добром участии самого Айдера согласились принять останки Эшрефа Шемьи-заде в своем доме и провести соответствующие мероприятия. 

– Там все мы тоже заготовили себе место, – рассказывает Айдын Шемьи-заде. – И сыну моему Абдураману я указал место моего захоронения рядом с Вильданом. Но ситуацию изменила моя мама, Саиде Боданинская… 

Завещание Саиде Боданинской

После смерти в 2002 году сына Вильдана Саиде Боданинская вместе с Айдыном раз в год посещала могилы в Акъ-Чора. Сам Айдын также часто ездил в Крым и видел, в каком заброшенном состоянии были могилы их близких. И Саиде Боданинская-Шемьи-заде завещала похоронить себя в Акъмесджите, где она родилась, и захоронить прах мужа и сына рядом с ней.

По словам Айдын-агъа, он два года назад просил писателя Ризу Фазыла и Айдера Эмирова помочь выполнить завет матери и перенести прах отца и брата из Акъ-Чора (Долинное) на Абдал в Симферополь. Однако ни один, ни второй не захотели помочь в этом деле.

То, что нет возможности дальше тянуть с исполнением завещания матери, Айдын Шемьи-заде понял в октябре 2014 года, когда обнаружил, что баш-таш на могиле его покойного брата Вильдана разрушен.

Перезахоронение по традициям 

Перезахоронение было совершено с соблюдением всех религиозных и законных норм. Очевидно, что дирекция кладбища Абдал не могла провести приготовление захоронений и занести в документацию данные без ведения Духовного управления мусульман Крыма. 

– Мне странно слышать ложь и нападки отдельных личностей по поводу того, что перезахоронение прошло тайно. Они заявляют, что оно прошло без соблюдения всех норм и обрядов, – говорит Айдын Шемьи-заде. – Было все совсем не так. Перезахоронение Эшрефа Шемьи-заде и Вильдана Шемьи-заде на Абдале проведено с соблюдением всех правил. 

Прежде всего, как говорит Айдын-бей, он посетил муфтия ДУМК, от которого получил заверение, что перезахоронение не запретно. 

Затем он был в ЗАГСе, где получил разъяснение, что должен обратиться в дирекцию кладбища Абдал. Директор мусульманского Абдала посетил муфтия и вопрос был согласован. 

– Перед проведением эксгумации мы вместе с имамом Усеин-оджа посетили ответственного работника Кировской районной госадминистрации, который позвонил в районную прокуратуру, откуда получил уведомление, что названные захоронения 1978 и 2002 годов не являются криминальными, и препятствий для эксгумации не имеется, – говорит Айдын-бей.

После этого был приглашен юрист, который дал свои разъяснения. Затем посетили главу сельсовета, который также не высказал возражений против эксгумации. Для проведения акта эксгумации обратились в организацию ритуальных услуг.

Утром 20 июня этого года перезахоронение отца и сына Шемьи-заде было произведено. На спецтранспорте останки были перевезены на кладбище Абдал, где все было подготовлено для захоронений в двух могилах. 

Захоронение останков Эшрефа Шемьи-заде и Вильдана Шемьи-заде было проведено работниками кладбища Абдал, имам Усеин-оджа совершил дуа.

QHA